Центр «Православная Семья». Направления деятельности

Ирина Анатольевна, расскажите пожалуйста об основных направлениях деятельности вашего центра.

Все формы деятельности нашего центра направлены на поддержку семьи. Мы занимаемся организацией досуга для людей, проводим различные виды психологических услуг, а так же оказываем социальную помощь семьям. Расскажу об этих направлениях поподробней.

Что касается досугового направления, то это, в первую очередь, воскресные встречи: по воскресеньям мы собираемся, организовывается чаепитие и люди, которые хотят найти себе единомышленников, приходят сюда. Встречаемся, общаемся между собой, приглашаем батюшек, педагогов, психологов, писателей, врачей и других интересных людей и с пользой проводим свободное время. В литературно – музыкальной гостиной собираемся на творческие встречи. В этом году мы открываем молодежный спортивно-туристический клуб. Планируются походы в лес, каменные пещеры Подмосковья. Кроме того, мы совершаем паломнические поездки. В этом году мы едем в Поленово, Новый Иерусалим, Ростов, в Можайский Спасо-Бородинский и Успенский Колоцкий монастыри.

Следующее направление, ведущее – это психологическая работа с семьей. В функции нашей организации входит помощь в создании семьи (мы проводим группы психологического общения по добрачным отношениям) и ее сохранении (лекторий «Семейная школа»). Для тех, кто хочет решить свои личностные и семейные проблемы, проводятся консультации. Работу семейного телефона доверия обеспечивает хорошая команда профессионалов. Молодые специалисты проводят профориентационное консультирование и тренинги. Мы предлагаем вот такой комплекс мощных психологических услуг, которым может воспользоваться любая семья.

Еще одно направление нашей деятельности – социальная работа. Что подразумевается под социальной работой? У нас было несколько подопечных семей, которым мы оказывали необходимую помощь. И сейчас в наших планах – реализация проекта «Волонтерский корпус» в помощь многодетным семьям. Помимо этого мы ездим в рабочие поездки в Нарофоминский женский монастырь «Зосимова пустынь» и Можайский Спасо-Бородинский женский монастырь.

А есть ли какие-то результаты вашей деятельности? Чувствуете ли вы, что вы уже что-то важное сделали?

Конечно, сложно оценивать важность нашей работы, хотя о результатах деятельности могут свидетельствовать случаи создания семей, таковых уже около двадцати. Немало людей, приходящих к нам, нашли вторую половинку, справились с одиночеством, обрели друзей, решили свои психологические проблемы. И потом, сам факт того, что этот центр уже несколько лет существует, говорит о том, что его деятельность востребована.

Сейчас в России, наблюдается определенная мода на психологию, открывается огромное множество центров, которые специализируются на оказании психологической помощи. В чем главное отличие вашего центра от остальных?

Мы себя позиционируем, как центр в первую очередь православный. И в этом уже есть наша исключительность. Мы ведем свою «линию» отличную от светских служб психологической помощи, опираемся исключительно на традиционные способы сохранения семьи, популяризируем устойчивую крепкую семью. Не всегда светские психологи руководствуются этими принципами, потому что часто ко мне обращаются люди, которые обращались к светским психологам, но не могли найти опору в их рекомендациях. Душу человека невозможно обмануть, она стремится к целостности, которая заключается в воссоединении отношений. Когда он не получает полезного «рецепта», смущается и ищет правильного выхода. Светский психолог строит взаимоотношения по типу «я» и «клиент». А верующий психолог опирается на триаду «Бог – я – клиент». Главное отличие православной психологии в том, что она ориентируется на нравственные, христианские ценности. Сейчас в светской психологии понятие нравственности совершенно стерто, выхолощено, а без ориентации на нравственные ценности сохранение семьи невозможно. Подчеркну, что православный психолог будет рассматривать проблему с точки зрения категорий добра и зла.

Существует учение церкви, учение святых отцов о том, что такое человек, о его природе и есть учение светской психологии тоже достаточно сформированное и развернутое. Каким образом, по вашему мнению, могут сочетаться эти две конструкции?

Однажды кто-то сказал, что психология – это наука о чужих ошибках. Мы же можем сказать, что святоотеческая психология – теория и практика на пути к святости. Действительно, накоплен многовековый опыт святоотеческой психологии в познании личности, где все ответы, как надо жить, уже давно сформулированы. Это учение, основанное на борьбе со страстями. Психология же, как наука начала развиваться с конца 19 в. Хотя уже существует многочисленное количество теорий личности, светская психология очень далека от рассмотрения глубинных механизмов психики. Православный психолог ассимилирует наследие святоотеческой традиции с положительными основами различных психологических течений. Во времена святителя Иоанна Златоуста велись споры о том, стоит ли заниматься светскими науками. На что он приводил в пример пчелу, которая собирает пыльцу, невзирая на разноцветье растений, перерабатывает ее и получается прекрасный продукт.

Что из светской психологии вам наиболее близко?

В своей практике я использую элементы гештальт – терапии. Ее приемы позволяют, используя образную сферу человека, выделить очаги боли и растождествиться с чувством, которое приносит внутренний дискомфорт и мешает человеку принимать и любить себя. Это то, о чем говорил святитель Феофан Затворник: «Нужно возненавидеть грех, который работает внутри нас, но полюбить себя, как образ Божий». Мне близка теория позитивной психологии. Важно, что она направляет человека на активные действия, помогает думать в ключе глагольных определений, побуждает к ответственной жизненной позиции. Решать проблемы человека нужно в комплексе, собирая семейную конструкцию. Семейная психология рассматривает человека не как отдельный объект, существующий сам по себе, но как часть организма, постоянно взаимодействующую с другими членами семьи. Это перекликается с христианской темой о любви к ближнему. Это только малая часть синтезированных знаний, используемых в практике консультирования.

В чем вы видите главные особенности работы именно православного психолога? Есть какие-то отличия, между тем, как общается светский психолог с клиентом и отношением клиента и психолога в рамках православной психологии?

Мне кажется, что существенного отличия нет, потому, что самой главной мотивацией любого психолога, независимо от того светский он или религиозный, всегда является помощь. Эмпатия, сочувствие, сопереживание – это то, с чего всегда начинается работа консультанта. Но ведущей линией общения православного психолога будет разговор в контексте веры. Часто у людей, пытающихся добраться до истины, возникает вопрос, почему нужно поступать так, как нам диктует религия. Почему нужно создавать семью, сохранять ее? Заботиться о близких, а не жить только в свое удовольствие? И общество, и религия по кирпичикам, тысячелетиями складывали систему ценностей, регулирующих нормы поведения человека. Необходимость в этом, в первую очередь связана с инстинктом самосохранения человека. Несоблюдения правил поведения приводит к дисгармонии, к внутреннему и внешнему конфликту. Даже можно говорить о разрушении личности. Нормы поведения направлены на волевую регуляцию психологической сферы «хочу-могу-надо». Всегда есть соблазн пойти по пути наименьшего сопротивления, выбрать легкий вариант решения проблемы, на первый взгляд это удобно. Удовлетворение только своих потребностей часто заводит человека в тупик и не приносит счастья. Вспомним цитату Апостола Павла: «Все мне позволено, но не все мне полезно», в которой отражена суть конфликта между хочу и надо.

С какими проблемами к Вам в основном обращаются?

Спектр проблем, с которыми люди обращаются на индивидуальное консультирование и на телефон доверия разнообразен. Самыми типичными являются проблемы взаимоотношений родителей и детей, супружеские конфликты, предразводные ситуации. Участились случаи обращений по поводу неразделенной любви, это те люди, которые затрудняются в выборе второй половинки. Одиночество, неуверенность в себе, депрессии, страхи – вот актуальные вопросы, с которыми приходят к психологу.

Какими качествами нужно обладать православному психологу, чтобы эффективно помогать людям? Искренней верой? Профессионализмом? Способностью любить?

Да, именно способностью любить. На мой взгляд, любовь выше профессионализма. Профессионализм психолога развивается благодаря этому качеству. Кроме того, мне кажется, православного психолога должна отличать ревностная вера, горение ко Христу, жажда себя узнать и идти вперед самому. Искренняя вера – без нее нет православного психолога, без веры – это психолог светский.

Чем отличается общение с психологом от простого участия любящего близкого человека?

Мы говорим о том, что в психологе должны сочетаться два качества: способность любить и профессионализм. В бытовой психологии отсутствует последнее. Близкий человек или приятель чаще всего дает рекомендации незатейливые, не рассматривающие глубину конфликта. Дает ответы, которые хочет услышать человек. Оказывает поддержку симпатизирующей стороне – другу, не ломая голову психологическими ребусами. Нервное напряжение не надолго снимется, а корень ее останется. Психолог более объективен, вдумчиво исследует так называемые «занозы», помогая осознанно разрешить ситуацию. Совместно с клиентом рассматривают эту проблему системно, многосторонне, находя причинно-следственные связи. Психолог не выдает готовых рецептов, но передает навыки ухода от стереотипов к правильному поведению.

Православный человек целиком и полностью полагается на волю Божию. А в случае каких либо затруднений он может обратиться к святоотеческой литературе или спросить совета у своего духовника. Нужно ли ему, в таком случае, общение с православным психологом?

Святоотеческое наследие, без сомнения, неисчерпаемый источник мудрости, кладезь истины, из которого мы можем черпать духовные силы и уверенность. Но не всегда легко применить духовный опыт Святых отцов к жизни современного человека. Может уйти немало времени в знакомстве со святоотеческой литературой, пока произойдет адаптация смысловых понятий к логике современного мышления. У кого искать ответов и разъяснений? Конечно, у священника. Священник, наделенный харизмой более тесного контакта с Богом, данной ему властью «вязать и решить», способностью «пасти», руководить поможет не заблудиться. Человек, обретая веру, рождается заново и, конечно же, будет проходить все этапы развития, теперь уже духовного. Не мало воды утечет, прежде чем выстроятся зрелые отношения с духовником. Что это такое? Чадо приходит с уже сформировавшимся для покаяния и исповеди чувством и вызревшим для решения проблемы вопросом: «Батюшка благословите… , правильно ли оно, соответствует ли оно благу?». И священник как проводник воли Божьей поможет утвердиться в правильности выбора. Мне кажется, что здесь вопрос именно в настрое отдельного человека и, может быть, в его способности верить. Глубоко верующий человек, который полагается на волю Божью и понимает смысл взаимодействия с духовником, которое основано на послушании не нуждается в консультациях психолога.

Однако психолог не конкурирует со священником, поскольку его задача заключается в помощи более детального раскрытия тонких слоев психики человека, который может быть и хочет, но не имеет достаточных ресурсов выйти из ступора. Вместе с психологом, они разложат все по полочкам, ответят на многие «почему»: почему я выдаю именно такой стиль поведения, почему по отношению ко мне ведут себя именно так окружающие, почему со мной происходят эти события?

Существует миллионы способов познания действительности, тысячи методов познания личности: через профессию, семью, социальное окружение, различные обстоятельства. Сегодня для некоторых психология может стать новым способом познания, который так же как и многие другие средства может привести к истине, ко Христу. Это не значит, что всем нужно ринуться «сломя голову» в психологию и к психологам. Мы разные. И разным людям подходят не всегда одни и те же пути решения проблемы. Одна задача может иметь несколько вариаций решения. Важно куда мы идем и какими целями руководствуемся. Православный психолог помогает человеку войти в церковь и принять ее, в этом он союзник батюшке.

Что для вас традиционные семейные ценности и что для вас православная семья?

Если вкратце, православная семья – это союз любящих сердец. Семья должна держаться на трех столпах: на ревности к Богу, мире и любви. Я, конечно, говорю какие-то очень банальные вещи, но в нашем обществе эти вещи часто забываются. В православной семье осью должна быть церковь – дом Божий.

Зачем нужен телефон доверия?

Телефон доверия это экстренная, анонимная, бесплатная помощь, куда может позвонить каждый, испытывающий психологические проблемы человек. Вот последний звонок – это звонок человека, которому нужна была сиюминутная помощь. Разговор был не продолжителен. Психолог нашел очень простое слово, никаких заумных рекомендаций не выдавал, но абонент успокоился, ему стало легче. Это одна из сторон необходимости такой службы. Экстренность. Телефон доверия – это та служба, куда могут обратиться все желающие в любой момент, даже те люди, которым трудно перешагнуть барьер и прийти к специалисту на очную консультацию. Поймут необходимость более полного, развернутого и детального решения проблемы.

Есть какое-то отличие вашего телефона доверия от других? С какими проблемами к вам можно обратиться?

Мы себя называем семейным телефоном доверия. Существует масса психологических телефонов доверия с узко специализированным направлением. Суицидальные службы, кризисные службы, телефоны доверия для наркоманов и мн. др. А мы — семейный телефон доверия. Мы оказываем помощь семье.

Автор статьи: Рахимова Ирина Анатольевна

Святые о браке

Жены, сколько бы добры и красны ни были, но любить их неограниченно, до обоготворения не должно. Все мы обязаны от всего сердца любить только Единого Господа Бога, а жен или ближних наших любить, по Евангельской заповеди, как себя самих.
Преподобный Антоний Оптинский