«Возрастные кризисы жизни»

Развитие человека проходит от его рождения до старости. Каждый период жизни по-своему прекрасен. Человек развивается в связи с его отношениями с близкими ему людьми, его окружением. И каждому возрасту свойственна определённая задача. Успешность решения этой задачи зависит от уровня развития личности, и духовной атмосферы общества в целом.

Человек всегда делает выбор между двумя полярными фазами решения возрастных задач своего развития. Когда побеждает продуктивное направление, развиваются сильные позитивные качества, а если наоборот, деструктивное, то возникает патология данного возраста. Но, ни один прожитый человеком возраст не проходит бесследно. Кризисы жизни, это «поворотные пункты», моменты выбора между прогрессом и задержкой развития. В психологии эти периоды принято называть возрастными кризисами жизни. И от того, как человек пройдёт через них, будет зависеть расцвет его личности.

Традиционно выделяют восемь стадий развития человека. Войдя в этот мир, человек вступает в свой первый возраст – новорождённость, за которым следует переход к младенчеству. Это и есть начало эмоционального взаимодействия малыша и взрослого, тот самый кризис первого года жизни. Когда за младенцем хорошо ухаживают, у него развивается чувство глубокого доверия к этому миру. В противоположном случае, если потребности его не удовлетворены, малыш будет думать, что жизнь непредсказуема.

Вторым кризисом принято считать ранний возраст – от одного до трёх лет. Он связан с первым опытом обучения. Ребёнок учится управлять своим поведением. Близкие взрослые поддерживают его стремление к самостоятельности, и задача возраста решается положительно. Отсутствие поддержки или гиперопека со стороны взрослых, приводит ребёнка к неуверенности в себе.

Третий кризис соответствует так называемому второму детству – от трёх до шести лет. В это время происходит самоутверждение ребёнка. Дети узнают, как устроен этот мир. Планы, которые позволяют ребёнку осуществить взрослые, способствуют развитию у него чувства самостоятельности и инициативы. В переходные периоды родителям особенно нужны терпение, тактичность и знание возрастных особенностей человека. Когда ребёнка ограничивают и строго критикуют, развивается чувство вины.

В школьном возрасте наступает четвёртый кризис – от шести до одиннадцати лет. Дети в этом возрасте развивают многочисленные навыки и умения в школе и дома. В зависимости от царящей вокруг атмосферы у ребёнка появляется уверенность в себе или же, напротив, в негативном варианте развития возникает чувство неполноценности. Пятый кризис, юношеский, – от одиннадцати до двадцати лет. В этот период жизни происходит объединение прошлого опыта подростка и выбора, который он должен сделать. Доверие к Миру, самостоятельность и инициативность создают новую целостность личности – идентичность – «Кто я?», «Каковы мои взгляды и убеждения?». Принимая идентичность, в противовес смешению ролей, человек обретает верность.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям – от двадцати одного до двадцати пяти лет. Он связан с поиском спутника жизни и желанием близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа — рождение детей — отдых». Ведь принимая эту близость, человек обретает любовь. Отсутствие опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Зрелость – следующий этап жизни – от двадцати пяти до шестидесяти. Это период творчества и созидательности в самых разных областях.

Люди, иногда очень остро переживают свой седьмой кризис, который наступает в сорокалетнем возрасте. Это кризис середины жизни. Возникает вопрос «Что могу я дать будущим поколениям?». А неудачи и частые конфликты приводят к озабоченности своей внешностью и стремлением удовлетворить свои потребности. В этом случае происходит опустошение. Мужчины проходят этот кризис намного сложнее, чем женщины. Разногласия, возникающие в браке в этом возрасте, переживаются иначе, чем обычно. Зачастую симптомы кризиса углубляются осознанием двойной ответственности за подрастающих детей и стареющих родителей. Основным приобретением к концу этого кризисного периода становится мудрое отношение к многообразию жизни. Выбор, сделанный в кризисе середины жизни, определяет всю дальнейшую жизнь.

Заключительный, восьмой кризис переживается человеком во время его старения, от шестидесяти лет и выше. Человек задаёт себе вопрос «Доволен ли я своим прошлым?». Оглядываясь на прожитую жизнь, он осознаёт глубинный смысл того, что с ним было, и принимает жизнь такой, как есть. Если человек не может объединить свои прошлые поступки в единое целое, то завершает свою жизнь в глубоком разочаровании и страхе перед смертью. В момент противостояния целостности жизни и разочарования в ней и рождается мудрость.

Личная биография человека иногда может не совпадать с нормативным представлением о развитии, выходить за рамки жизненных представлений о возрасте. В каждой точке развития существует возможность возрастного регресса. Иногда мы даже говорим о «вечных юношах» и «седовласых младенцах». Для человека, благоприятно переживающего все кризисы возрастного развития, зрелая пора жизни становится счастливым временем. Он терпим, обретает внутренний, глубинный смысл жизни – он справился…, но бывает и так, что человек незнаком с понятием возрастных кризисов или очень трудно их проходит. Таким людям в эти переходные моменты нужна помощь, и эту помощь могут оказать люди из ближайшего окружения или профессиональные психологи.

Автор статьи: Лилия Сергеевна Спрогис

Святые о браке

Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью.
Св. праведный Алексий Мечев